Понедельник
13.05.2024
05:45
Приветствую Вас Гость
RSS
 
shkola-4.moy.su
Главная Регистрация Вход
Меню сайта
  • Закон об образовании
  • Горячая линия по учебникам

  • Разделы новостей
    Кубановедение [8]
    ОРКСЭ Основы православной культуры [4]

    Главная » 2013 » Апрель » 23 » ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА (Основы православной культуры)
    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА (Основы православной культуры)
    08:48
    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА (Основы православной культуры)
    Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, — культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
    Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозны¬ми объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
    В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
    В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
    Цель комплексного учебного курса«Основы религиозных культур; и светской этики» — формирование у младшего подрост¬ка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основан¬ному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
    Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса - «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность и нравственность»— являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.
    Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
    Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
    Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов: о общая историческая судьба народов России; о единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.    ,
    Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение, которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.
    Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
    Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:
     ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель — воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
    педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
    о системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
     ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой  сфёры' младших под ростков;    
    единых требований  к  результатам  освоения  содержания  учебного курса.
    Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.
    Место   комплексного  учебного   курса   в  учебном   плане. В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 2ч в неделю в 1четверти в. 4 классе и„2. ч. в неделю.в. .1.-четверти в 5 классе. .
    Основные содержательные модули курса:
    « Основы православной культуры
    « Основы исламской культуры
    « Основы буддийской культуры
    « Основы иудейской культуры
    « Основы мировых религиозных культур
    « Основы светской этики
    Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.
    Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или иного модуля.
    В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта (уроки 31--34) могут проводиться по решению школы всем классом.
    Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
    Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
    « понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
    «формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
    « формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
    « знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
    « укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
    ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
    ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
    Обучение детей  по программе  курса «Основы  религиозных культур и светской этики должно быть, направлено на достижение следующих личностных,    метапредметных и  предметных результатов освоения содержания.
    Требования к личностным результатам:
    — формирование" основ российской гражданской; идентичности, чувства гордости за свою Родину;    
     — формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии  культур;    воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; .
    развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
    развитие этических чувств как регуляторов морального по¬ведения;
    —    воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
    развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
    наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
    Требования к метапредметным результатам:
    овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
    формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
    адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения раз¬личных коммуникативных и познавательных задач;
    умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
    овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
    овладение логическими действиями анализа., синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и при¬чинно-следственных связей, построения .рассуждений, отнесения к известным понятиям;
    —- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
    —-определение общей  цели  и  путей ее достижения, умение  договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
    ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
    «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

    Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержатель¬но связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры»:«Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
    Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость .по отношению к установленным целям и. результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
    Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и .30) являются общими для всех учебных" модулей. Содержательные, акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый --тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), изучаемые соответственно в 4-и 5" классах, дифференцируют со¬держание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.
    Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими ее характеристиками.
    Учебный модуль «Основы православной культуры»
    Россия — наша Родина.
    Введение  в православную Духовную традицию.  Особенности восточного христианства. Культура и религия. "Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символичёский язык" православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
    Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
    Категория: ОРКСЭ Основы православной культуры | Просмотров: 901 | Добавил: admin7347 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Форма входа

    Календарь новостей
    «  Апрель 2013  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930

    Поиск

    Друзья сайта

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    NTFS CORP © 2024