Глава 7. Общее образование
Одним из основных нововведений Федерального закона является включение в систему общего образования в качестве отдельного её уровня (наряду с начальным общим, основным общим, средним общим образованием) - дошкольного образования.Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования.
Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.
Общее образование может быть получено:
- в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
- вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования;среднее общее образование может быть получено также в форме самообразования).
В Законе РФ «Об образовании» было предусмотрена реализация общеобразовательных программ в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Федеральным законом установлено, что указанные учреждения не позднее 1 января 2016 года должны быть переименованы в общеобразовательные организации. А для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях (п. 10 ст. 66).
Сохранены требования и в отношении возраста детей, по достижении которого должно быть начато получение ими начального общего образования – не ранее шести лет и шести месяцев и не позднее восьми лет. При этом установлено, что по заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования не только в более раннем, но и в более позднем возрасте.
Гарантии, ранее устанавливаемые в Типовом положении об общеобразовательном учреждении, в отношении обеспечения приёма в государственные и муниципальные образовательные организации всех граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена соответствующая образовательная организация, получили законодательное оформление в ст. 67 Федерального закона.
Основанием для отказа в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может являться только отсутствие в ней свободных мест.
Федеральный закон вводит правило, согласно которому при приёме в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения основанием для отказа могут быть неудовлетворительные результаты индивидуального отбора.
Впервые в Федеральном законе определена возможность создания в образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, условий для проживания обучающихся в интернате, а также для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня. За содержание детей в образовательной организации с наличием интерната, а также за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня учредитель вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, и ее размер.