Главная » 2013 » Апрель » 30 » Методическая разработка урока (учитель Аванесова С.Г.)
Методическая разработка урока (учитель Аванесова С.Г.)
10:56
Урок кубановедения Учитель начальных классов Аванесова Светлана ГеоргиевнаУ
Тема урока «Разнообразие животного мира Краснодарского края» Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Тип урока: комбинированный, урок – виртуальное путешествие. Цель урока: формирование знаний о разнообразии животного мира Краснодарского края. Задачи: - расширение знаний о животных Краснодарского края; - формирование представления о ценности для человека мира животных; - углубление знаний о Красной книге Кубани; - воспитание бережного отношения, любви к природе своего края; - развитие познавательного интереса, умения сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации; - развитие речи учащихся. Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; презентация Power Point к уроку; "Красная книга Краснодарского края”; рисунки ребят "Защитим природу”. ХОД УРОКА: I. Организационный момент. II. Проверка выполнения домашнего задания. Учащиеся показывают и комментируют свои рисунки по теме "Грибы Краснодарского края”, рассказывают дополнительную информацию о грибах и правилах сбора грибов. III. Сообщение темы и целей урока. - Ребята, разгадать тему сегодняшнего урока вам поможет игра. ИГРА "Четвёртый лишний” - Назовите лишний предмет в каждой группе, обоснуйте свой ответ. (Крыжовник, виноград, синица, малина. Лишняя синица, потому что синица – птица, всё остальное – ягоды. Лук, капуста, перец, божья коровка. Одуванчик, карп, ландыш, колокольчик. Кабан, берёза, сосна, дуб.) - Синица, кабан, карп, божья коровка. Как можно назвать их вместе, одним словом? (Животные). - Итак, тема урока: Разнообразие животного мира Краснодарского края. Как вы понимаете слово разнообразие? (Много разных животных.) IV. Подготовка к усвоению нового материала. <Слайд 4> - Сегодня мы совершим виртуальное путешествие по нашему краю, виртуальное означает с помощью компьютера. Мы познакомимся с животным миром нашего края, будем выполнять интересные упражнения, поиграем. Могучие горы, Степные просторы, Приморского берега грань… Леса и поляны, Сады и лиманы – Всё это родная Кубань. Много животных бегает и ползает, плавает и летает в горах и степях, лесах, морях и реках нашего края. - Назовите, кто из животных умеет плавать (бегать, летать, ползать, прыгать)? V. Работа над новым материалом. <Слайд 5> Разнообразие животного мира Кубани. - Отправляемся в путешествие по нашему краю, а помогать нам будет карта, но не совсем обычная. Посмотрите на неё и скажите, чем она отличается от привычной? (На ней рисунки животных). Богат животный мир Кубани – Медведь и зубр, олень и лось. Когда б ходить в лесу пришлось, Увидел бы следы кабаньи. (Кронид Обойщиков)
- Рассмотрите карту-схему и ответьте на вопросы: Какие животные живут в зоне степей Кубани? Кого из животных можно встретить в лесной зоне? Плавни, лиманы – кто живёт в этой среде? Каких животных можно назвать обитателями моря?
ИГРА "Отгадай обитателей”. Работа в группах. (Каждой группе раздаётся листок с описанием животного, затем работа групп проверяется с помощью слайдов). - Прочтите описание обитателей разных зон Кубани отгадайте, о ком идёт речь. - Подумайте, что ещё вы можете добавить к описанию задуманного животного.
Задание 1 группе "Отгадай обитателя гор”. Это мохнатый тяжеловес среди хищников. Это могучий, плотно сложенный зверь. Морда у него вытянута, как у собаки. Глаза и уши очень маленькие, зато когти огромные и являются очень страшным оружием. Хотя относится к хищникам, но с удовольствием ест различные злаки, корни, ягоды и орехи. Он обычно предпочитает избегать человека, но в случае опасности может смело атаковать. Убежать от него очень трудно. На короткой дистанции хищник может обогнать даже скаковую лошадь. (медведь) <Слайд 6>
Задание 2 группе "Отгадай обитателя степей”. Это животное открытых просторов, степных раздолий. Днём они отдыхают, а в сумерках покидают лёжки и отправляются на длительные поиски корма. Летом питаются различными травами, а зимой корой лиственных деревьев. Врагов у них очень много. Поэтому все тело этих животных приспособлено к бегу. Передняя пара ног служит опорой для задних. Передвигаться шагом эти животные не способны. А их глаза не зря называют "косыми”, они видят не только вперед и в стороны, но даже и не много назад. (заяц) <Слайд7>
Задание 3 группе "Отгадай обитателя морей”. То ли море держит грелки на животике больном? То ль ожившие тарелки в нём резвятся – кверху дном? То ли зонтики от солнца у подводных щеголей? То ли круглые оконца убежали с кораблей? Колыхаются волною, а на вид – вода водою. (медуза) <Слайд 8> Просмотр видео о медузе.
Задание 4 группе "Отгадай обитателя лесов”. Они живут в наших лесах ещё со времён первобытных людей. У них очень большая голова и короткое туловище. У самцов огромные клыки, которые к старости закручиваются и, врезаясь в нижние челюсти, уже могут служить оружием. Эти животные всеядны. Они едят и траву, и побеги молодых деревьев, и жёлуди, а их любимое блюдо – земляные черви. (Кабан) <Слайд 9>
Задание 5 группе "Отгадай обитателя морей”. Это не рыбы, а млекопитающие. Но они могут находиться под водой очень долго! Чтобы вдохнуть, поднимаются на поверхность. Они дышат через специальное отверстие на голове. Как и другие их родственники, "говорят” друг с другом. Их речь для нас звучит как щёлканье и тонкий писк. (Дельфин) <Слайд 10> <Слайд 11> Отгадай обитателей плавней и лиманов. - Каких водоплавающих птиц вы знаете?
VI. Динамическая пауза. <Слайд 12> - Посмотрите внимательно на карту. Кто знает, что это за уголок природы нас приглашает в гости?
<Слайд 13> - Сейчас мы перенесёмся в уголок природы, где много растений и животных живут под охраной человека - КАВКАЗСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БИОСФЕРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК. Кто может объяснить, что значит слово заповедник? Заповедник – территория, на которой постоянно охраняется природа: недра, почвы, растительность и животный мир. Кавказский заповедник, самый крупный в нашем крае, расположен в западной его части. - Великая природа… Она остаётся источником жизни, она главные духовные ресурсы человека. Мы с ней единый организм. Изумительные ландшафты, чистый горный воздух, минеральные источники, пение птиц дарят нам бесценное благо. А взамен человек обязан позаботиться о природе, чтобы сохранить её в здоровом, первозданном виде, поскольку на планете осталось немного таких мест. <Слайд 14> - Посмотрите, кто встречает нас в заповеднике. Назовите животных, что вы о них можете рассказать? <Слайд 15> - Из видов западноевропейской фауны на территории заповедника прижились, например, кавказский благородный олень. Ныне олени живут небольшими стадами и поодиночке. Летом они держатся в пределах субальпийских и альпийских лугов, а также в верхней части лесного пояса гор. Зимой олени находятся только в пределах широколиственных лесов, на малоснежных склонах. С наступлением весны они поднимаются выше в горы. На обширных пастбищах отдельных урочищ ежедневно можно наблюдать по 40–60 и более животных. Ещё одним из видов западноевропейской фауны на территории заповедника является житель дупел - лесная соня. Из типичных таёжных птиц - снегирь. Из средиземноморских представителей – выдра. <Слайд 16> Из копытных животных наиболее интересными и ценными являются зубробизоны и зубры. Они держатся стадами, зимой обитают в низкогорье, в пределах широколиственных лесов, а летом поднимаются вверх до альпийских лугов. Серны в горах Западного Кавказа еще в недалеком прошлом были самыми многочисленными копытными животными. В последнее время численность вида повсеместно сокращается. Из ряда урочищ серны исчезли совершенно. Сохранены и приумножены популяции горного козла и косули. Наиболее типичные обитатели скал и лугов высокогорья – туры. Они - здесь держатся во все сезоны года. Тур – самый многочисленный вид копытных заповедника; нередки встречи стад по 100–150 животных. Туры мало кочуют, отдельные стада могут держаться в определенных урочищах десятилетиями.
VII. Закрепление материала -Отгадайте загадки о животных, которые написал для вас Владимир Нестеренко? Он не любит свет дневной. Проживает под землей. Землю роет, роет, роет – Каждый день метро он строит. (крот)
В дом родной они спешат Озабоченно жужжат. Из садов, с полей приносят Сладость, воск и аромат. (пчелы)
А вот еще загадки, подготовленные учащимися. Опасней всех в реке она! Хитра, прожорлива, сильна, Притом такая злюка! Конечно это… (щука)
В небе высоко кружу С высоты огромной этой Даже мышь я разгляжу.(орел)
Меньше тигра, больше кошки Над ушами кисти – рожки. С виду кроток, но не верь: Страшен в гневе этот зверь. (рысь)
Я устраиваюсь ловко: У меня с собой кладовка. Где кладовка? За щекой! Вот я хитренький какой! (хомяк)
- Назовите животных живущих в степях Кубани. - Какие животные встречаются в морях, реках, лиманах? -Каких животных можно встретить в лесах? -Каких животных мы встречаем часто?
VIII. Рефлексия Закончите фразы: Сегодня на уроке я узнал … научился… могу похвалить своих одноклассников за …
IX. Домашнее задание: разделиться на три группы, каждая из которых готовит сообщения о животных соответствующего места обитания. X. Итог урока.