Используемые понятия,
обозначения и сокращения Базовые национальные ценности — основные моральные ценности, приоритетные нравственные
установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических,
религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации,
передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие единство и успешное
развитие страны в современных условиях.
Гражданское общество — общество,
способное к самоорганизации на всех уровнях, от местных сообществ до общенационального
(государственного) уровня, активно выражающее свои запросы и интересы как через
свободно и демократически избранные органы власти и самоуправления, так и через
институты гражданского общества, к которым относятся, прежде всего,
общественные группы, организации и коалиции, а также формы прямого
волеизъявления. Гражданское общество обладает способностью защищать свои права
и интересы как через власть и закон, так и
путём контроля над
властью и воздействия на власть и на правовые нормы. Гражданское общество
обязательно предполагает наличие в нём ответственного гражданина, воспитание
которого является главной целью образования.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению
образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и
воспитания, т. е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не
признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или
постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в
создании специальных условий обучения и воспитания. ·
Духовно-нравственное воспитание — педагогически организованный процесс усвоения и принятия
обучающимися базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих
ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального
народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие — осуществляемое в процессе социализации последовательное
расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование
способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных
моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу,
государству, Отечеству, миру в целом.
ИКТ — информационные и коммуникационные
технологии — современные средства обработки и передачи информации, включая
соответствующее оборудование, программное обеспечение, модели, методы и
регламенты их применения.
ИКТ‑компетентность (или информационная компетентность) профессиональная
(для учителя) — умение, способность и готовность решать
профессиональные задачи, используя распространённые в данной профессиональной области
средства ИКТ.
ИКТ‑компетентность учебная (для учащегося) — умение, способность и готовность решать учебные задачи квалифицированным
образом, используя средства ИКТ.
Индивидуальная образовательная траектория обучающегося — в обязательной части учебного плана: совместный выбор
учителем, обучающимся и его родителями (законными представителями) уровня
освоения программ учебных предметов; в части, формируемой участниками
образовательного процесса: выбор обучающимся и его родителями (законными
представителями) дополнительных учебных предметов, курсов, в том числе
внеурочной деятельности.
Инновационная профессиональная деятельность — создание и распространение новшеств (технических,
потребительских и иных), нового или усовершенствованного процесса на основе
результатов научных исследований, научных разработок или иных научных достижений.
Инновационная экономика — экономика,
основанная на знаниях, создании, внедрении и использовании инноваций.
Информационная деятельность — поиск,
запись, сбор, анализ, организация, представление, передача информации,
проектирование и моделирование, осуществляемые человеком; информация при этом
представляется в виде взаимосвязанной системы текстов, числовых данных,
программных кодов, изображений, звуков, видео.
Информационное общество —
историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами
производства становятся информация и знания. Отличительной чертой является
создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное
взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и
удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.
Компетентность —
качественная характеристика реализации человеком сформированных в
образовательном процессе знаний, обобщённых способов деятельности,
познавательных и практических умений, компетенций, отражающих способность
(готовность) человека активно и творчески использовать полученное образование
для решения личностно и социально значимых образовательных и практических
задач, эффективного достижения жизненных целей.
Компетенция —
актуализированная в освоенных областях образования система ценностей, знаний и
умений (навыков), способная адекватно воплощаться в деятельности человека при
решении возникающих проблем.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России — методологическая основа разработки
и реализации Стандарта, определяющая характер современного национального
воспитательного идеала, цели и задачи духовно-нравственного развития и
воспитания детей и молодёжи, основные социально-педагогические условия и
принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Национальное самосознание (гражданская идентичность) — разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, её
народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национального
самосознания (идентичности) составляют базовые национальные ценности и общая
историческая судьба.
Образовательная среда —
дидактическое понятие, совокупность внутренних и внешних условий и ресурсов
развития и образования обучающихся. Образовательная среда нацелена на создание
целостности педагогических условий для решения задач обучения, развития и
воспитания обучающихся.
Патриотизм — чувство и
сформировавшаяся гражданская позиция верности своей стране и солидарности с её
народом, гордости за своё Отечество, город или сельскую местность, где
гражданин родился и воспитывался, готовности к служению Отечеству.
Планируемые результаты — система
обобщённых личностно ориентированных целей образования, уточнённых и
дифференцированных по учебным предметам, для определения и выявления всех
элементов, подлежащих формированию и оценке, с·учётом ведущих целевых установок
изучения каждого учебного предмета, а также возрастной специфики учащихся.
Программа формирования универсальных учебных действий — программа, регулирующая различные аспекты освоения метапредметных
знаний и способов деятельности, применимых как в рамках образовательного
процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Содержит
описание ценностных ориентиров на каждой ступени общего образования, связь
универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов, а также характеристики
личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных
действий.
Социализация — усвоение
человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности
посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей,
принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного
воспроизводства системы общественных отношений.
Стандарт —
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования.
Толерантность — терпимость
к чужим мнениям, верованиям, поведению.
Учебная деятельность —
систематически организованная педагогом деятельность обучающихся, направленная
на преобразование и расширение их собственного опыта на основе воссоздания и
опробования культурных форм и способов действия.
Федеральные государственные образовательные стандарты — нормативные правовые акты федерального уровня, представляющие
собой совокупность требований, обязательных при реализации основных
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
(полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и
высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими
государственную аккредитацию. СКАЧАТЬ ООП
|